|
|
|
| Приветствую Вас Гость | RSS
Няни, домашний персонал. Мурманск
Среда, 27.11.2024, 11:21 | |
|
|
Азбука чувств
| |
marypoppins | Дата: Понедельник, 29.06.2009, 11:42 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 61
Статус: Offline
| АЗБУКА ЧУВСТ Осязание Это чувство развивается первым и способно работать начиная с шестого месяца внутриутробной жизни. После рождения ощущения становятся конкретнее. Благодаря множеству рецепторов на коже младенец получает различную информацию: холодно, тепло, жестко, влажно. Больно.. Больше всего рецепторов находится на руках и губах. Кормление грудью помогает развитию между разными ощущениями: ребенок трогает мамино тело, пробует на вкус молоко, чувствует запах, слушает мать и иногда смотрит на нее. Начиная с 4-5 месяцев он ощупывает предметы руками, а потом засовывает их в рот. Правда, это делают не все. Прикасаясь к себе и посасывая пальцы рук и ног, ребенок познает свое тело. Шевелясь, получает представление о его размерах и учится производить движения: например, протягивая руку, чтобы схватить игрушку. Чувство равновесия Новорожденный не держит головку, тонус его мышц понижен. Благодаря вестибулярному аппарату он чувствует, что его держат, а позже сможет найти ориентиры в пространстве. Примерно в 6 месяцев наступает пик чувствительности к изменениям «гравитационных ощущений»: малыш начинает активно двигать головой. Чуть позже он принимается раскачиваться, переворачиваться на бок: голова меняет свое положение относительно туловища, стимулируя систему равновесия во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат часто работает «в паре» со зрением и окончательно созревает между 7 и 10 годами. Слух Он тонок еще в утробе и почти совершенен при рождении. Новорожденный различает звуки низкие и высокие, знакомые и не привычные, родной язык и чужой, даже голоса. Он предпочитает высокие тона. Мари – Клер Бюнель установила, что недоношенные дети чувствуют, к кому обращается мать – к ним или к другим людям. В разноголосице младенец может различать конкретные звуки. Он приподнимает или поворачивает головку, когда слышит свое имя, даже если при этом в комнате довольно шумно. К шестому или седьмому месяцу наступает время лепета – это важный этап овладения языком. Нужно проверить слух ребенка, который не лепечет или делает это редко. Слуховое восприятие совершенствуется с возрастом и накоплением жизненного опыта. Будьте внимательны и не стесняйтесь лишний раз проверить слух ребенка во время визитов к врачу. Зрение С первых часов жизни ребенок видит вас, если вы рядом или пред ним. Все остальное – в сером тумане. Исследователи доказали, что младенец узнает лица с первых недель жизни отличает папу и маму от других людей. Он любит движение: когда в его поле зрения перемещается какой – то объект, он часто фиксирует на нем взгляд, а потом следит за ним глазами и иногда поворачивает голову. Известны случаи, когда ребенок нескольких дней от роду протягивал ручки, чтобы прикоснуться к лицу человека, который улыбается и говорит с ним. В 4 месяца он пристально следит за медленно движущимся предметом. Он различает яркие цвета и некоторые оттенки: розовый и красный, например. Начиная с 5-6 месяцев глаза помогают ему исследовать то,что он держит в рука. С течением времени его зрительные спообности продолжают оттачиваться (он начинает воспринимать глубину пространства, расширяется поле зрения, его острота и так далее). В 10 лет зрительные возможности ребенка достигают уровня взрослого человека. Вкус и обоняние. Эти два ощущения тесно связаны. Обоняние играет важную роль с самого начала жизни малыша. Новорожденный может узнавать запах своей амниотической жидкости. Во время кормления грудью он способен отличать материнское молоко от другого. Он идентифицирует запах матери начиная с третьего дня жизни! Если с ребенком часто занимается отец, он узнает и его запах. Обонятельные способности развиваются в обучении, тогда как вкус – дар врожденный. Это доказал исследователь Якоб Штайнер, который давал младенцам попробовать пищу четырех основных типов вкусов. Сладкое доставляло им большое довольствие, а кислое и горькое вызывало отторжение. Из этого следует, что вкусовое восприятие рефлекторно. По мере того как пища становится более разнообразной, ребенок устанавливает все более тесную связь между вкусом и запахом. Его способности к идентификации возрастают с опытом. Они очень разнятся от ребенка к ребенку, причем девочки по всей видимости, более чувствительны к вкусам и запахам, чем мальчики.
|
|
| |
marypoppins | Дата: Понедельник, 29.06.2009, 12:12 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 61
Статус: Offline
| Зрение, слух, осязание: по очереди или сообща? Яркий свет, незнакомые звуки, ощущение холода и пустоты… Сразу после рождения ребенок погружается в пучину неожиданных впечатлений. «Где я нахожусь? Что происходит?» - наверное, думает он. Появление на свет можно сравнить с перемещением на другую планету, с высадкой в новое заполненное воздухом пространство. Между тем в жизненном багаже маленького человека нет пока ничего, кроме способности к восприятию, зародившейся в водной, внутриутробной среде. Там было тепло, звуки приглушены, кожу приятно щекотало, вкусы ощущались смутно … Одни чувства формируются на ранней стадии созревания плода. Это в первую очередь касается осязания. Другие (слух и зрение) проявляются несколько позже. Однако то, что происходит с младенцем после рождения, от этой внутриутробной хронологии не зависит. Сенсорные системы ребенка способны действовать уже при его появлении на свет, просто они еще очень не зрелые. Они реагируют на внешние раздражители, но объяснить новые ощущения младенец не может. К счастью, у него есть мама, папа и другие близкие люди, которые его направят, ободрят и пробудят желание понять самого себя. Первые месяцы его жизни будут отданы гигантской работе по ориентировке в пространстве, различению предметов и распознанию своих ощущений. От 0 до 4 месяцев ЕСТЬ КОНТАКТ! Новорожденный немного растерян после шока от появления на свет. Чтобы успокоится, ему нужно соприкоснуться с вашей кожей, почувствовать ласку, услышать ваш голос. Известно, что зародыш слышит мать за несколько недель до рождения и отличает ее голос от других. Все это нужно для того, чтобы он мог как можно быстрее найти свою маму и установить с ней прочнейший контакт, как только покинет ее тело. Для ребенка это вопрос жизни и смерти. В отличие от многих животных человеческий детеныш рождается «незавершенным», а значит, зависимым. Его физическое и психическое развитие продолжается после рождения. И для этого ему нужны другие люди, поэтому его сенсорные способности в первую очередь призваны установить контакт с теми, кто будет о нем заботится. Выстроить приоритеты. Когда младенец открывает глаза, он различает предметы лишь на расстоянии 20-35 см. Именно столько требуется, чтобы видеть мать, находясь у нее на руках. Дальше пространство размыто, еще дальше – пусто. То же с осязанием: поначалу новорожденный пользуется им лишь для того, чтобы ощущать, как мама его кормит, укачивает, целует, щекочет. Он концентрируется на главном – общении с ней. Соприкосновение с ее телом успокаивает и убаюкивает ребенка. «У взрослых глаза, губы, кожа, уши и нос, - объясняет Анриетта Блок, - отвечают на определенные виды раздражений. Органы чувств ребенка менее развиты. У новорожденного есть механизмы защиты, которые не дают ему «утонуть» в своих ощущениях». Действительно, зачем улавливать все? Чтобы чувствовать себя комфортно, малышу нет необходимости распознавать абсолютно все звуки, различать все отдаленные предметы и ко всему прикасаться… Все сразу. Долгое время считалось, что каждый из органов чувств у маленьких детей работает сам по себе. По логике, новорожденный должен двигаться от простого к сложному. Но это оказалось заблуждением. Способность поворачивать голову на звук или протягивать руку к близкому предмету дается от рождения. Это моторная реакция (восприятие – действие). Возможность глазами узнавать предмет, который ребенок прежде держал во рту или в руке, говорит о другой его возможности: соотносить два ощущения – зрительное и осязательное. Чтобы понять этот нюанс, представьте, что вы удерживаете в руке малыша погремушку и тихонько ею встряхиваете. Несколько лет назад считалось, что, хотя ребенок видит погремушку, слышит ее звук и прикасается к ней, три этих ощущения никак не связаны друг с другом в его сознании. Как если бы он воспринимал три разных предмета: один гремит, другой обладает видимой формой, а третий чувствуется на ощупь. Но в таком случае, каким образом он через несколько недель осознает, что эти три ощущения относятся к одному и тому же объекту? Или в более общем смысле – что мир состоит не из раздробленных частей? Сегодня известно, что ребенок узнает погремушку, устанавливая связь между тем, что он видит, и тем, чего касается рукой или ртом. Мир его ощущений более цельный, чем предполагалось прежде. И в то же время более сложный: «Между гладким шариком и шариком с пупырышками ребенок выберет последний. Его интереснее полизать или поскрести». Расходуя в первые месяцы огромное количество энергии, младенцы много спят и быстро утомляются, поэтому чрезмерно стимулировать их активность просто бесполезно. От 4 до 12 месяцев МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Малышу от 18 до 20 недель, у него прибавилось энергии, поэтому он меньше спит. Приглядитесь к нему, он уже преодолел некоторый рубеж: умеет пользоваться ручками, машет ими, кладет их в рот себе и вам, когда вы говорите. Если показать ему какой – нибудь предмет, он пытается его взять. Покончено с врожденным хватательным рефлексом, когда его рука разжималась и сжималась помимо воли на всех предметах, которые приближались к ладони. «Однажды я увидела, - рассказывает молодая мама, - как внимание дочки привлек красный колпачок от тюбика с кремом. Как завороженная она протянула руку, накрыла колпачок, а три ее пальчика сомкнулись на нем, как маленькие клещи». Трогать, нюхать и кусать. Младенец пользуется глазами, ушами, пальцами и даже языком с конкретной целью – познать реальность. Чтобы понять принципы ее организации, строение предметов, их форму и цвет, нужно сравнить полученные данные с уже известными вещами. Но ребенку еще не с чем сравнивать. Он будет формировать свое представление о мире во время игр и общения, и в этом ему поможет умение координировать ощущения плюшевый мишка. Кубик, ложка, кусок хлеба – словом, все, что оказывается в пределах его досягаемости, он хватает, встряхивает, переворачивает, стискивает, перекладывает из руки в руку и нередко засовывает в рот. Обоняние и слух обычно становятся первичным раздражителем, но в 9 случае из 10 на звук поворачивается голова, и в игру вступает зрение. В дальнейшем оно будет все чаще исполнять роль «направляющего». Действительно, выбирая, что бы отправить себе в рот, ваш малыш пользуется прежде всего глазами и иногда руками. С течением месяцев эта привычка проявляется все более явственно. Полине 11 месяцев, она передвигается на четвереньках. «Я вижу, как она подползает к журнальному столику, - рассказывает ее отец, - приподнимается и рассматривает лежащие на нем предметы, словно выбирая товар на прилавке. Вчера ей приглянулись мои ключи, которые она долго мусолила во рту. Сегодня утром порвала на кусочки газету. Похоже, что ей очень понравилось, как шуршит бумага». Благодаря этим экспериментам развивается практический ум ребенка. Он запоминает, что его движения могут оказывать воздействие на окружающие предметы. И осознание этой способности вызывает в нем неутолимое желание ко всему прикоснуться, все ощупать. Ребенок делает выбор. Жесты, которые с течением времени становятся все точнее и увереннее, помогают формированию личности вашего ребенка. В самом деле, все более умело перемещаясь в пространстве и расширяя поле зрения, он приобретает и больше возможностей для действий. Теперь ему нужно выбирать. Малышу придется решать, схватить или отпустить тот или иной предмет, повернуть голову на шум или нет, положить в рот это лакомство или какое – то иное и так далее. По каким критериям он это делает? Пока неизвестно, однако некоторые черты его будущего характера уже различимы. Он может отдавать предпочтение тактильным ощущениям (постоянно возиться с игрушками и книжками, передвигать с места на место предметы), предаваться созерцанию: сидя в манеже или на высоком стульчике, смотреть, как вы готовите обед, накрываете на стол… Некоторые дети больше доверяют ушам: они внимательно слушают шумы, музыку, сами создают звуки, все время что – то лепечут себе под нос. Прочие не имеют конкретных предпочтений, их привлекает все сразу. Этим великим первооткрывателям нужно постоянно предлагать все новые «развлекалочки» и благосклонно реагировать на их меняющиеся пристрастия. Чувства приходят во время еды. Кормление – прекрасное испытание чувств для вашего ребенка. Вы уже начали вносить разнообразие в его рацион? Предложите ему широкий выбор запахов и вкусов. Тем более в этом возрасте дети обычно не капризничают по поводу еды. Пока все просто: чтобы дать вам понять, что проголодался, малыш широко открывает рот и приближает лицо к ложке. А насытившись, отворачивается или плюется. Пища лучше всего стимулирует чувства ребенка. Зрение говорит ему о внешнем виде, форме и цвете еды. Язык дает возможность оценить ее вкус, обоняние – запах. Пальцы позволяют почувствовать, какая она на ощупь. И, наконец, слух добавляет звуковые штрихи к тактильному восприятию. Как и большинство детей, ваш кроха наверняка захочет попробовать то, что вы сами едите и пьете. Поэтому будьте поосторожнее с горячим кофе по утрам!
|
|
| |
marypoppins | Дата: Понедельник, 29.06.2009, 12:12 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 61
Статус: Offline
| Начиная с 1 года. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА. Зрение и равновесие – чувства, которые еще не вполне развиты у годовалого ребенка. И все же они ему очень даже пригодятся, чтобы научиться ходить. Ориентация в пространстве и детали. Зрение ребенка становится острее, он вернее оценивает расстояние. Как следствие, мир представляется ему огромным, а сам он бесконечно маленьким. Поэтому он плачет, когда вы отходите от него: ему кажется, что кухня или гостиная не ближе Луны. Научившись ходить, малыш отчасти преодолевает свое беспокойство: он всегда может догнать вас и «попроситься» на ручки. Скоро он будет сопровождать вас повсюду. В это время ребенок лучше начинает различать детали. Эта эволюция запускает некоторые обучающие «программы».одна из самых важных – классификация предметов. Ребенок – не доктор наук, поэтому он действует не методично, а наугад, следуя только логике своих игр. «Его интересует буквально все, - рассказывает мама полуторагодовалого сынишки. – сидя в ванне, он пытается схватить воду, текущую из крана. Потом начинает теребить губку. Я, показала, как ее намочить и выжать. Он способен проделывать это снова и снова, всякий раз радостно вскрикивая!» чтобы познать свойства мира и сопоставить их, ребенку потребуется время и ваша помощь. Позже он начинает понимать, что одни стороны действительности важнее других. Но пока он координирует работу всех органов чувств, пытаясь изучить окружающее. Вы помогаете, комментируя его опыты: «Это мокрое. Это маленькое (большое), тяжелое (легкое), это пищит, если на него нажать, это подпрыгивает…». Он создает связи между предметами, которые видит, и звуками, которые вы произносите. Пытается или нет ребенок говорить, он все равно запоминает слова, сопровождающие событие. Некоторые протягивают пальчик к какой – нибудь вещи, желая, чтобы ее назвали или сымитировали звук, который она производит. Недоверие к новому. За едой предоставляется отличная возможность не только наблюдать, но и устанавливать различия (к несчастью для родителей). Еще несколько недель назад он ел все без разбору, а теперь капризничает перед рыбой с овощами: ложкой или прямо пальцами сортирует кушанье по цветам и субстанциям … Хочет риса отдельно от мяса или творога, но без банана. По словам Натали Ригаль, это нормальное поведение для периода, когда ребенок начинает противиться воле родителей и требовать больше самостоятельности. Но такое поведение во многом объясняется и недостатком интеллектуальной гибкости, свойственной этому возрасту. Детей интересует все вокруг, но их мыслительные способности пока ограничены: достаточно внести одно изменение в игрушку или блюдо, чтобы они стали в их сознании совершенно иными. Наглядный пример с пюре. Ребенок любит это кушанье, но может закапризничать, если его подадут с веточкой петрушки: он не узнает то пюре, которое ему нравилось. Эта избирательность – явление нормальное и преходящее. В раннем возрасте следует избегать слишком большого числа нововведений, не предлагать ребенку много новых продуктов. Не имея достаточного опыта, дети с трудом сравнивают незнакомые вещи со знакомыми. Итак, мир сложен и удивителен. Но и у малыша больше талантов, чем думали прежде. Хотя мамы – то давно об этом знают.
|
|
| |
|
|